Аллегория в литературе – это выражение отвлечённого, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), к примеру, это когда смерть изображают в виде скелета с косой, а правосудие в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Так в аллегории конкретному образу достаётся абстрактное значение, он обобщается, сквозь образ созерцается понятие.
В аллегории наиболее часто используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи – носители определённого, закреплённого за ними аллегорического содержания (Минерва – богиня мудрости), аллегория может выражать и целый ряд образов, которые непосредственно связаны единым сюжетом. В то же время для неё характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закреплённая культурной традицией: смысл её может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях «добра» и «зла». Аллегория имеет много общего с символом, а в некоторых случаях даже совпадает с ним.
Но всё же символ имеет более многозначное значение, он содержателен и органично связан со структурой чаще всего простого образа. Нередко в ходе культурно-исторического развития аллегория теряла своё первоначальное значение и нуждалась в ином истолковании, создавая тем самым новые смысловые и художественные оттенки – в качестве примера можно вспомнить притчу о сеятеле в «Евангелии».
В истории философии первые попытки вычленить аллегорию предпринимались в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истолковать древние тексты (к примеру, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера) как следующие друг за другом аллегории. При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и аллегория смешивалась с символом. Наиболее широко она использовалась в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения аллегория была распространена в таких направлениях искусства, как маньеризм, барокко и классицизм.
Аллегория чужда рационалистической философской традиции 19-20 веков. Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор аллегорию традиционно используют в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (к примеру, «Чума» Камю).
Вместе со статьёй «Что такое аллегория в литературе?» читают:
Что такое антитеза в литературе?