В стихотворении «Деревня» Пушкин выражает своё недовольство по отношению к крепостному праву. Для более яркого и резкого подчёркивания всей несправедливости и жестокости крепостного права Пушкин в построении стихотворения использует приём противопоставления. Первая часть стихотворения содержит светлую, мирную картину деревни. Выражая большую любовь и теплоту, Пушкин передаёт здесь свои мысли о деревенской природе, о тишине, располагающей его к занятиям наукой и поэзией. Всё это вызывает в поэте прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее мы наблюдаем резкий переход ко второй части стихотворения, в которой Пушкин с возмущением говорит о бесправном положении угнетённого крепостниками крестьянства.
Называя себя «другом человечества», Пушкин доносит до читателя строки о «диком барстве», которое насильно «присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца». Основой беспощадной эксплуатации крестьянства послужило хозяйство и благополучие господствующего класса в феодально-крепостническом государстве.
Всё это задевает поэта до глубины души, и результатом становятся горькие слова: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» Он жаждет увидеть «народ неугнетённый» и взошедшую над его страной «прекрасную зарю свободы просвещённой».
Стихотворение «Деревня» в целом представляет собой горячую речь поэта-гражданина, яро выражающего взгляды и чувства людей того времени. Достигается это использованием ряда поэтических приёмов. Стихотворение начинается с обращения к деревне, что вполне присуще ораторской речи. Во второй и третьей строфах построение совпадает: «Я твой: я променял… Я твой: люблю сей тёмный сад…» Во второй части стихотворения использован тот же ораторский приём повторения: «Здесь барство дикое… Здесь рабство тощее… Здесь тягостный ярем… Здесь девы юные…». К ораторским приёмам относится и наличие в конце стихотворения восклицательных и вопросительных предложений.
Первая часть стихотворения отличается спокойной, ровной, дружественной интонацией речи. Поэтом тщательно подбираются эпитеты, прекрасно передающие красоту сельской природы. Деревня для Пушкина – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Он любит «мирный шум дубров», «тишину полей», «тёмный сад с его прохладой и цветами», «луг, уставленный душистыми скирдами», «двух озёр лазурные равнины». Каждый эпитет либо красочный («двух озёр лазурные равнины»; «нивы полосаты»), либо эмоционально-оценочный («праздность вольную», «свободною душой»).
Во второй части интонация изменяется. Речь приобретает взволнованный вид. Поэтом подбираются меткие эпитеты, он даёт выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимого владельца».
Влияние классицизма отчётливо заметно и в стихотворении «Деревня», оно наблюдается в тоне речи – приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем и др.), античных образов («двор цирцей», «оракулы веков»).
Вместе со статьёй «Анализ стихотворения Пушкина «Деревня» читают: