Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. Именно в то время наказали участников декабристского восстания, многие из которых были друзьями А. С. Пушкина. Это стихотворение послужило своеобразным ответом на такой совсем неожидаемый поворот событий.
В начале стихотворения мы видим описание одинокого полумёртвого путника, с трудом перемещающегося по пустыне: «…В пустыне мрачной я влачился…». После показывается отличающееся своей контрастностью спасающее явление серафима, в каком-то смысле нарушающего предшествовавший покой: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». Серафим, преображая путника, лишает всего человеческого, грешного: открывает ему глаза («Моих зениц коснулся он: / Отверзлись вещие зеницы…»), уши («Моих ушей коснулся он: / И их наполнил шум и звон…»), как бы одаривает мудрым языком («И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи… / В уста… мои / Вложил»). Далее пишется о все думающем сердце («И сердце трепетное вынул, / И уголь… / Во грудь отверстую водвинул»). Страдания, настигнувшие обычного смертного, не могли пройти бесследно, поэтому ближе к концу стихотворения мы видим строчку: «…Как труп в пустыне я лежал…». Стихотворение заканчивается воззванием Бога к новому пророку с некой просьбой наказать людей за их грехи: «Восстань, пророк… / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей».
Тем в стихотворении сразу две:
1) жёстокое преображение человека;
2) горькая миссия пророка.
Поэт верил, что настанет тот час, когда на землю придёт пророк и обязательно накажет людей за совершённые ими грехи, в первую очередь правительство за неоправданное, согласно его мнению, наказание декабристов. Пушкина переполняют эмоции, касающиеся убитых или сосланных в Сибирь друзей, в прямой форме он их сразу выразить в своём творчестве не может, совершить автору это мешает и вероятность разоблачения стихов и наказания за сообщничество с декабристами, поэтому он пользуется косвенной формой, указанной выше.
В стихотворении используется ярко выраженная контрастность: «…В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился…», «…Как труп в пустыне я лежал, / И Бога глас ко мне воззвал…», «И вырвал грешный мой язык… / И жало мудрыя змеи / В уста мои вложил». Автором используется много повторов союза И в началах строк, что помогает отобразить единство, одну цель всего происходящего.
Для ясного изображения различных образов в стихотворении Пушкин использует сравнения: «…Перстами, лёгкими, как сон…», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы…», «…Как труп в пустыне я лежал…». Также автором используются церковнославянизмы, это означает, что при написании им данного стихотворения он опирался на библейскую легенду.
Стихотворение содержит немало шипящих звуков – создаётся атмосфера длительного и мучительного страдания героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями – также делает из стихотворения медлительно-мучительный порыв. В стихотворении используются все виды рифмовки – это говорит о том, что автор не особо обращал на это внимание, он больше углублялся в содержание своего стихотворения.
Вместе со статьёй: «Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» читают: