Инверсия в литературе – это стилистическая фигура, используемая как средство художественной выразительности. Она включает в себя нарушение обычного, прямого порядка слов в предложении, перестановку и создание особого расположения его членов, служит для усиления выразительности речи.
Разновидности инверсии
Инверсия в литературе имеет ряд разновидностей. К примеру, перестановка главных членов предложения: Упомянутую ночь мы единожды обманем, ускоряя всё — точь-в-точь, как бывает на экране (Гундарин); согласованных определений: Это невинности час бьёт на сентябрьских курантах (там же); дополнений: Летний арбуз доедать… Тяжек взаимности груз… (там же); обстоятельства меры и степени: Сам Александр Сергеич Пушкин тут руку приложил, когда писал о том, что, мол, злодей, тебя весьма я ненавижу, твою погибель, смерть детей с неслабой радостию вижу (там же).
Соотношение членов предложения и место слова
Инверсия в литературе служит не только для изменения положения соотносимых членов в предложении, но и указывает конкретное место для каждого слова. Самое главное слово, на которое делается упор, располагается на выигрышном месте в начале предложения, либо ещё эффективнее — в конце. Это правило работает только в том случае, если начало и конец предложения не являются обычным местом для этого слова. Исключительно сильно звучит в самом конце предложения новая и неожиданная информация, заключённая в последнем слове.
Применение инверсии
Инверсия в литературе используется настолько широко как стилистическое выразительное средство, что русский язык ею значительно обогатился. Стоит отметить, что в английском, французском и других аналитических языках, где порядок слов строго фиксирован, инверсия почти не распространена, а во флективных, среди которых и русский язык, она иногда меняет очень многое. Правда иногда инверсия в языке выглядит нелепо. Как будто при перестановке мебели диван поставили так, что стало невозможно открыть дверцы шкафа. Инверсию нужно применять с умом, всегда осознавать, зачем она нужна в определённой ситуации и каким образом её понимать. Этот приём лучше использовать изредка и, применяя логику, выделять самое существенное в главную тему. К примеру, в разговоре супругов: Чего ты от меня хочешь, когда говоришь о любви? Денег ты хочешь… Объективный порядок слов должен был быть таким: Ты хочешь денег. Звучит совсем не так ехидно, а точнее – здесь не настолько ярко окрашена интонация.
Поэтическая инверсия
В поэтической речи инверсия абсолютно как дома. Ритмическая и мелодическая организация стиха без неё не живут. Здесь даже примеров не нужно — можно просто открыть любой том и прочесть любую строку на любой странице. Поэты интенсивно используют инверсию как приём начиная примерно с 18-го века. Да и теперь при необходимости произвести в тексте эффект архаики литераторы зовут её на помощь. Долго наша любовь притворялась простой пасторалью, бескорыстным лубком, чёрт-те чем обернувшись в итоге — отрывным календариком, а не последней скрижалью, не магнитной скалой — бережком неприметным, пологим… (Гундарин). Какая ровная речь, чистое, логично выстроенное предложение! Всю силу и смысл стихотворения можно ощутить в инверсии последней строки.
Вместе со статьёй «Что такое инверсия в литературе?» читают:
Что такое аллегория в литературе?
Что такое лирика в литературе?
Что такое метафора в литературе?