Мертвые и живые души в поэме «Мертвые души» – сочинение

В «Мертвых душах» Николая Гоголя разворачивается многогранная панорама человеческих душ. Центральное место в поэме занимают пять помещиков, с которыми встречается Чичиков. На первый взгляд, они живы и здоровы, однако их внутренний мир мертв и пуст.

Манилов, первый из них, обладает приятной внешностью, но за ней скрывается полная пустота. Он живет в мире фантазий, оторванный от реальности. Его хозяйство запущенно, а крестьяне страдают от произвола управляющего.

Коробочка, вторая помещица, мелочна и скудна. Ее единственная забота — накопление капитала. Она не интересуется ничем, кроме собственной выгоды.

Ноздрев, третий помещик, кажется деятельным, но его истинная натура — пустая и бесцельная. Он лгун, кутила и мот, растрачивающий свою жизнь на развлечения.

Собакевич, четвертый помещик, хороший хозяин, но его отличают эгоизм и расчетливость. Он готов на любые подлости, чтобы добиться своего. О душе он давно забыл.

Плюшкин, пятый помещик, — живой мертвец. Когда-то он был экономным хозяином, но после смерти жены его скупость превратилась в патологию. Он живет в нищете, питаясь объедками, в то время как его амбары ломятся от богатства. Его крестьяне бегут или умирают от голода.

Помимо помещиков, в поэме есть и другие «мертвые души» — чиновники города, погрязшие во взяточничестве и коррупции. Гоголь изображает их как серую безликую массу.

Но в «Мертвых душах» есть и живые души — это русский народ. Гоголь рисует картины их тяжелой жизни, их страданий и лишений. Но даже в самых обездоленных крестьянах он видит живую душу, способную на сострадание, любовь и надежду.


Гоголь противопоставляет живые души крестьян мертвым душам помещиков. Он показывает, что настоящая жизнь и ценность человека не в его материальном положении или социальном статусе, а в его духовных качествах.

Поэма «Мертвые души» — это глубокое размышление о природе человека, о его пороках и добродетелях. Гоголь создал яркие и запоминающиеся образы, которые служат воплощением различных типов человеческих душ. Его герои — это не просто литературные персонажи, а отражение реальных людей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.


Мертвые и живые души в поэме Гоголя «Мертвые души»

(2 вариант)

В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» автор искусно создает галерею образов, раскрывающих многогранность человеческой натуры. Название произведения отражает основную идею: противопоставление «мертвых» и «живых» душ.

Среди помещиков, представленных в поэме, первое место занимает Манилов. Его внешняя приятность и слащавость скрывают внутреннюю пустоту и бездеятельность. За красивыми словами и декларациями о любви к семье и крестьянам скрывается праздная мечтательность и полное отсутствие практичности.

Коробочка, помещица второго имения, также является «мертвой душой». Ее жизнь целиком поглощена мелкими житейскими интересами. Она не интересуется ничем, кроме цен на мед и пеньку. Даже в продаже мертвых душ ее волнует лишь собственная выгода.

Ноздрев, несмотря на свою видимую активность и жизнерадостность, оказывается совершенно пустым человеком. Его энергия направлена на кутежи и мотовство, а его страсть к вранью и «нагадить ближнему» делает его отвратительным и презренным.

Собакевич, помещик, похожий на медведя, является воплощением грубой материальности. Он расчетлив, зажиточен, но вся его жизнь подчинена накопительству и стяжательству. Ради собственной выгоды он готов на любые преступления.


Плюшкин, последний из помещиков, представляет собой крайнюю степень бездуховности и скупости. Его подозрительность и жадность довели его до того, что он превратился в жалкого старика, собирающего всякий мусор.

В противовес «мертвым душам» помещиков Гоголь создает образы простых людей, которые являются воплощением лучших человеческих качеств. Умершие и беглые крестьяне, такие как Михеев, Телятников, Пробка и Милушкин, обладают талантом, трудолюбием и мужеством. Они представляют собой народную душу, в которой сохранились духовность, свободолюбие и национальная самобытность.

Поэма «Мертвые души» — это глубокое исследование человеческой природы, в котором Гоголь показывает, что под маской внешнего благополучия и респектабельности может скрываться духовная смерть. Настоящая жизнь, по мнению автора, заключается в служении людям, в творчестве и в сохранении народных традиций.


Мертвые и живые души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» – сочинение, 9 класс

(3 вариант)

В своем эпическом произведении «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь мастерски исследует глубинные противоречия человеческой природы, обнажая разницу между физическим существованием и духовной жизнью.

Термин «ревизская душа» в России XIX века обозначал крепостных крестьян, зарегистрированных в государственных переписях. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, отправляется в путешествие по провинциальным городкам с целью выкупить эти «мертвые души» у помещиков. Его план заключается в том, чтобы представить их как живых и получить за них государственный кредит. Эта схема отражает лицемерие и коррупцию бюрократической системы, которая ставит материальную выгоду выше человеческой жизни.

Мертвые хозяева жизни

Помещики, которых встречает Чичиков, физически живы, но их души давно омертвели. Они погрязли в праздности, алчности и эгоизме. Их жизнь лишена смысла и цели, они существуют лишь как тени своего прежнего величия.

Собакевич, Ноздрев, Манилов, Коробочка и Плюшкин — каждый из них представляет собой гротескный портрет определенного типа помещика. Собакевич — грубый и циничный, Ноздрев — легкомысленный и лживый, Манилов — сентиментальный и оторванный от реальности, Коробочка — жадная и недалекая, а Плюшкин — патологический скряга.

Гоголь мастерски изображает постепенную деградацию помещиков, от Манилова, который еще сохраняет некоторые признаки человечности, до Плюшкина, который полностью утратил свою человеческую сущность.

Живые души: надежда на будущее

В противовес духовной мертвенности помещиков Гоголь рисует образы простых крестьян, которые, несмотря на свое бесправное положение, сохраняют живые души. Они трудолюбивы, талантливы и полны жизненной силы.

Крестьяне изображены как носители истинно человеческих качеств. Они верны своим традициям, заботятся о своих семьях и не теряют надежды на лучшую жизнь. Гоголь верит, что именно в этих простых людях заключается будущее России.

Птица-тройка: символ возрождения

В финале поэмы Гоголь использует образ птицы-тройки как символ надежды и возрождения. Птица-тройка мчится вперед, унося Русь от ее мрачного прошлого к светлому будущему.

Этот образ выражает веру Гоголя в то, что Россия, несмотря на все свои недостатки, способна на духовное преображение. Он призывает своих читателей отказаться от мертвых душ и стремиться к живым, полным смысла и цели.

Таким образом, «Мертвые души» — это глубокое и многогранное произведение, которое исследует вечные темы жизни и смерти, души и тела, добра и зла. Гоголь мастерски использует парадокс и гротеск, чтобы обнажить пороки общества и заставить читателей задуматься о своей собственной духовной жизни.

Примеры других сочинений:
Образ Манилова в поэме «Мертвые души» – сочинение
Образ Ноздрева в поэме «Мертвые души» – сочинение
Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» – сочинение
Образ Собакевича в поэме «Мертвые души»
Образ России в поэме «Мертвые души»
Смысл названия поэмы «Мертвые души» – сочинение


Поделиться:

Что-то не так? Нашли ошибку? Напишите нам об этом в форме обратной связи и мы постараемся как можно скорее всё исправить!

Обратная связь