В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Манилова играет важную роль в раскрытии темы духовного оскудения и нравственного разложения русского дворянства.
Манилов — сентиментальный помещик, чье имя, происходящее от глагола «манить», иронично намекает на его склонность к пустым мечтаниям и прожектерству. Он первый, кто продает Чичикову мертвые души, что символизирует его духовную несостоятельность и готовность к сомнительным сделкам.
Характер Манилова неопределенный и неуловимый. Он не имеет ярко выраженных черт, его мысли и чувства размыты и неконкретны. По словам Гоголя, «один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова». Эта неопределенность подчеркивается и его внешностью: «В лице его выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно».
Манилов — мечтатель, но его мечты оторваны от реальности. Он строит планы о подземных ходах и каменных мостах, но не делает ничего для их воплощения. Его кабинет заброшен, в нем годами лежит книга с закладкой на одной и той же странице. Манилов — человек бездейственный, неспособный к практической деятельности.
Несмотря на внешнюю приятность и вежливые манеры, Манилов — скучный и неинтересный собеседник. Его речь изобилует банальными фразами и неопределенными выражениями. Он не имеет собственного мнения и всегда соглашается с собеседником. В Манилове нет живых желаний и стремлений, он не способен на глубокие чувства и переживания.
Манилов — плохой хозяин. Его имение находится в запустении, крестьяне пьянствуют, а приказчик нерадиво выполняет свои обязанности. Манилов равнодушен к судьбам своих крестьян, он не заботится об их благополучии.
Окружающая Манилова обстановка отражает его внутреннюю пустоту и безжизненность. Его дом стоит на открытом месте, продуваемый всеми ветрами. Вокруг него растут редкие березы, а пруд зарос ряской. В доме царит неопрятность и тусклость. Все вещи в нем выглядят блеклыми и безликими.
Манилов — олицетворение «маниловщины», которая заключается в склонности к созданию химер и псевдофилософствованию. Он не способен к реальным действиям и живет в мире своих иллюзий. Образ Манилова показывает, насколько сильно может опуститься человек, лишенный духовных ценностей и нравственных ориентиров.
Образ Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души»
(2 вариант)
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» образ Манилова занимает особое место. Несмотря на кажущуюся простоту и безобидность, этот персонаж олицетворяет собой разрушительное явление, известное как «маниловщина».
Манилов предстает перед читателем как человек средних лет, приятной наружности, с голубыми глазами и светлыми волосами. Его манеры изысканны, а речь изобилует комплиментами и слащавыми выражениями. Однако за этой внешней обходительностью скрывается полная пустота и безликость.
Гоголь не случайно не называет Манилова по имени. Это подчеркивает его типичность, его принадлежность к определенному социальному типу. Манилов — помещик, живущий в своем иллюзорном мире, далеком от реальности. Он не способен ни к созидательному труду, ни к активной общественной деятельности.
Вся жизнь Манилова — это непрерывное мечтание и фантазирование. Он строит грандиозные планы, но ни один из них так и не претворяется в жизнь. Его имение находится в запустении, крестьяне ленивы и нерадивы, а сам Манилов не замечает этого, погруженный в свои сладостные грезы.
Отношение Манилова к окружающим людям также проникнуто слащавостью и приторностью. Он видит в каждом только положительные качества, не замечая их недостатков. Такое слепое обожание приводит к тому, что Манилов становится легкой добычей для мошенников и аферистов.
Несмотря на кажущуюся безобидность, «маниловщина» представляет собой серьезную угрозу для общества. Люди, подобные Манилову, не способны к прогрессу и развитию. Они паразитируют на других, не принося никакой пользы. Их бездеятельность и пустословие отравляют атмосферу и мешают нормальному ходу жизни.
Чичиков, посетивший имение Манилова, быстро понимает истинную суть этого помещика. Его слащавость и притворная любезность вызывают у Чичикова отвращение. Он бежит от Манилова, как от чумы, понимая, что общение с таким человеком может только навредить его делу.
Образ Манилова — это яркое и запоминающееся воплощение человеческой пустоты и бездеятельности. Гоголь мастерски изображает этого персонажа, используя иронию и сарказм, чтобы подчеркнуть его пороки и недостатки. «Маниловщина» — это вечное явление, которое встречается в обществе во все времена. Она является напоминанием о том, что бездействие и пустые мечты могут привести к гибели как отдельных людей, так и целого общества.
Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», 9 класс (кратко)
Образ помещика Манилова является воплощением пустоты и бессмысленности человеческого существования. Под маской внешней привлекательности и любезности скрывается полное отсутствие каких-либо жизненных целей, интересов и стремлений.
Манилов — человек, живущий в мире собственных иллюзий и фантазий. Он не способен планировать свою жизнь и принимать реальные решения. Все его мечты и планы остаются на уровне абстрактных рассуждений, не имеющих ничего общего с действительностью.
Внешность Манилова вполне соответствует его внутреннему миру. Он обладает приятными чертами лица, но его взгляд лишен живости и осмысленности. Его речь изобилует слащавыми фразами и любезностями, но за ними не стоит ничего, кроме пустоты.
Манилов не занимается хозяйством, не заботится о своих крестьянах и не интересуется их жизнью. Его усадьба находится в запустении, а слуги бездельничают и пьянствуют.
Отношение Манилова к окружающим также характеризуется поверхностностью и безразличием. Он видит во всех только положительные качества, не замечая их недостатков. Его доброта и вежливость — всего лишь маска, скрывающая внутреннюю пустоту.
В сделке с Чичиковым Манилов проявляет свою полную непрактичность и наивность. Он не понимает, зачем Чичикову нужны мертвые души, и отдает их ему даром.
Образ Манилова — это олицетворение человеческой пустоты и бессмысленности. Он — «мертвая душа», не имеющая никаких жизненных целей и стремлений. Его существование — это бесконечное пребывание в мире иллюзий и фантазий, не имеющее ничего общего с реальной жизнью.
Примеры других сочинений:
Образ Ноздрева в поэме «Мертвые души» – сочинение
Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» – сочинение
Образ Собакевича в поэме «Мертвые души»
Образ России в поэме «Мертвые души»
Смысл названия поэмы «Мертвые души» – сочинение