Ямб (от греческого ἴαμβος – музыкальный инструмент) в русском силлабо-тоническом стихосложении – это размер, который образован стопами из двух слогов, где ударный слог идёт после безударного. К примеру, у Ф.И. Тютчева:
В ямбическом стихе, как правило, ударения падают на чётные слоги. При пропуске ударения появляется особая «вспомогательная» стопа, состоящая из двух безударных слогов, которая способна замещать стопу и ямба, и хорея. Называется она пирр́ихий. В представленном выше стихотворении пиррихий присутствует во втором, третьем и четвёртом стихах. Возможность пропускать ударения – одна из причин ритмического богатства ямбических размеров.
В русской поэзии распространён 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти стопный ямб. Интересно, что ямб во всех его видах является самым любимым и самым предпочтительным стихотворным размером в произведениях А.С. Пушкина.
Помимо пиррихиев встречаются и иные, менее частые нарушения единообразия стоп, – сверхсхемные ударения, которые, не ломая размера, создают в некоторой степени перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных. Образуясь исключительно односложными словами, сверхсхемные ударения, которые называют спонд́еями, чаще стоят в начале стиха.