Монолог – это литературный прием, который используется для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме этим словом обозначают сравнительно длинную речь героя, излагающего свои мысли слушателям или самому себе, т.е. монолог не требует ответа, чем отличается от диалога.
Что такое монолог в лирике? В лирической поэзии монолог (или драматический монолог) представляет собой стихотворение, воспроизводящее речь какого-либо персонажа, обращённую к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе внутренний монолог ассоциируется с воспроизведением мыслей и чувств персонажа.
В драме с самого момента её появления монолог использовался для донесения до зрителей сведений о том, что невозможно представить на сцене. В типичной греческой драме персонажи в самых частых случаях обращались с монологом к хору, а, следовательно, и к зрителям. У таких монологов было несколько целей: они раскрывали предысторию событий; сообщали о событиях, произошедших за сценой; выражали отношение персонажа к уже произошедшим или возможным событиям. Также в монологах можно встретить молитвы богам или разного рода философские размышления.
Пик развития монолога пришёлся на конец 16 — начало 17 вв. в английском и французском театре. В английском театре того времени сцена имела совсем небольшие размеры и часто эпицентр событий находился в середине зрительного зала. Таким образом, уже само пространство спектакля делало зрителей и актёров ближе друг к другу и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Актёр либо самостоятельно, стоя в одиночестве, произносил монолог, либо присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко использовали монолог К.Марло и Т.Кид. Мало кто никогда не слышал о монологе Шекспира – «Быть или не быть» в Гамлете – это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи отличаются наибольшей статичностью и лиричностью, чем у Шекспира.
Большинство драматургов 19 века пытались сделать свои пьесы максимально жизнеподобными и потому отказывались в произведениях от использования монолога. В 20 веке некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них, прежде всего, выделяется Ю.О’Нил со своей пьесой «Странная интерлюдия». В 20 веке монологом стали называть и драматическое представление с единственным актёром, который играет одного или нескольких персонажей.